Теория решения изобретательских задач

ТРИЗ — набор методов решения технических задач и усовершенствования технических систем

ТРИЗ – это наше национальное достояние. Известный российский ученый и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер в свое время задался вопросом, как происходит процесс инновационного открытия. Он провел исследование на базе более чем 40 000 существующих патентов, выяснил закономерности, по которым были совершены великие открытия, систематизировал эти закономерности и так появилась ТРИЗ.

Потом эта методика стала набирать обороты за рубежом. Десятки мировых корпораций (Mitsubishi, Samsung, Hewlett Packard, General Electric, Siemens и пр.) в своей работе применяют методики ТРИЗ, имеют специальные отделы по ТРИЗ-инновациям или привлекают к разработкам ТРИЗ-консультантов.

С конца 80-х годов стала активно развиваться ТРИЗ-педагогика. Она имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи.

Чему учатся дети в процессе занятий ТРИЗ:

  • 1) Правильно формулировать задачи. Известно, что правильная формулировка дает 70% решения, а большинство нерешенных задач – следствие их неправильной постановки.
  • 2) Правильно исследовать любые взаимосвязи и системы (не тратить время на мелочи, но и не упускать главного).
  • 3) Увеличить качество своих решений и сократить время на их принятие.
  • 4) Развить системное мышление
  • 5) Уметь смотреть на проблему с разных углов зрения.

В сенсационном интервью каналу TEDx доктор Джордж Ланд (George Land) рассказал о тестах креативности, которое он и его команда разрабатывали в рамках специального проекта NASA и провели среди 1600 детей в возрасте от 4 до 5 лет.

Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98 % детей! Поскольку “98 процентов” гениев показалась NASA немыслимой цифрой, тест был забракован как неправильный. Однако разработчики не сдались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже когда дети достигли возраста 10 лет. На этот раз в категорию “гениальное воображение” попало всего 30% детей.

Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%!

Следующие 5 лет NASA не стали ждать и немного нарушили чистоту эксперимента, поставив тест на случайной выборке взрослых. Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

На основании этих данных была сделана подробная научная публикация, суть которой сводится к следующему:«Школьная система, колледжи и высшее образование постепенно лишают растущего человека присущего каждому творческого гения»

Г.С.Альтшуллер по сути разработал новую область знаний – теория развития творческой личности, один из блоков классической ТРИЗ. Она в том числе подробно изложена в книге Г. С. Альтшуллера и И. М. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности».

В Центре бизнес-коучинга для детей BE FOR KIDS мы рассматриваем ТРИЗ как совокупность нескольких шагов:

  • 1) Определение задачи и ее формулировка
  • 2) Нахождение противоречий и того, что мешает решить задачу (в чем проблема).
  • 3) Выделение ресурсов, которыми мы обладаем для решения
  • 4) Анализ имеющихся решений
  • 5) Как можно улучшить имеющееся решение

В качестве литературы по ТРИЗ, мы рекомендуем познакомиться со следующими изданиями:

  • - «Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить». Гин А.А., Баркан М.
  • - «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • - «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» Гин А.А.
  • - «Хищники нападают» Гин А.А.
  • - «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • - «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • - «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • - «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;